Заведующая Литературно-мемориальным музеем А. М. Горького в Казани: экспозиционное пространство сегодня должно стать территорией смыслов
18 ноября в Санкт-Петербурге во Всероссийском музее А. С. Пушкина прошел первый день научных «Горьковских чтений» на тему «Петербург и Казань в жизни Горького», на которые собрались исследователи, работники музеев, почитатели таланта великого русского писателя из разных городов России. В том числе приехали и сотрудники Литературно-мемориального музея А. М. Горького в Казани, которые представили презентацию экспозиции, связанной с жизнью Максима Горького (настоящее имя Алексей Максимович Пешков).
Как рассказали сотрудники музея, он был создан по постановлению 1938 года и открылся в 1940 году в здании, в подвале которого работал подручным пекаря Алексей Пешков в 1886–1887 годах. Созданию музея предшествовали исследования известного казанского ученого Николая Филипповича Калинина, занимавшегося краеведческой деятельностью и сделавшего очень много для того, чтобы собрать сведения о казанском периоде жизни писателя.
Первым директором музея стала подруга семьи Горьких Мария Елизарова. Дружба Елизаровой с женой Горького Екатериной Пешковой и дочерью знаменитого русского певца Федора Шаляпина Ириной Бакшеевой-Шаляпиной сыграла большую роль в выборе направления развития музея, в пополнении его коллекции. В настоящее время это культурный центр города и идет работа по подготовке переименования его в музей Максима Горького и Федора Шаляпина. Здесь существует старейшее литературное объединение писателей имени Марка Зарецкого, проводятся конференции, выставки.
Сотрудники называют свой музей пролетарским, вкладывая в это понятие значение «музей для всех и для каждого!». Особенностью экспозиций является сочетание традиции с новыми решениями. Марианна Гаврилова подчеркнула, что в музее использовано скромное оборудование, помогающее не отвлекать внимание посетителей от музейных предметов и позволяющее знакомиться именно с экспонатами, а не с украшением экспозиции. При этом музей работает с подростками, проводит всевозможные интерактивные программы, сопровождающие циклы лекционных занятий, связанных с Горьким и Шаляпиным. Выставки, посвященные этим выдающимся людям, не существуют обособленно, они объединены. Заведующая подчеркнула: экспозиционное пространство сегодня должно стать территорией смыслов. В экспозициях не просто рассказывается о биографии и творчестве деятелей культуры, а используются драматургические приемы, символы, лейтмотивы.
Экспозиция, посвященная Горькому, начинается залом, в котором приводится тезис «Горький — великий человек», и далее посетителю предоставляется возможность проверить это. Ему рассказывают биографию писателя, показывают культурную жизнь Казани того времени, социально-экономическое положение города. После этого в экспозиции показан образ Казани из художественных произведений Горького. Затем следует мемориальный зал, представляющий пекарню — место, где Горький работал подручным пекаря. Оно восстановлено по описаниям, полученным благодаря исследованиям Н. Ф. Калинина.
Достоинством экспозиции является то, что материалы прошли проверку горьковедов, и информация, которую получают посетители, научно достоверна. Следующий шагом становится лаконичное представление творчества Горького — рассказ о жанрах, в которых работал писатель, основные характеристики его творчества, подтвержденные наиболее яркими цитатами (например, идеи богостроительства, величия человека и гуманизма), биографические сведения, отношение Горького к революции, к власти.
Особая тема в музее — Горький и татарская литература. Горький интересовался татарскими авторами, благодаря ему был впервые переведен на русский язык великий татарский писатель Габдулла Тукай. Горький встречался с национальными татарскими писателями и оказывал большое влияние на развитие национальной литературы. Этой теме посвящены несколько залов.
В предпоследнем зале рассказывается об увековечивании памяти Горького, включая такую форму увековечивания, как постановку спектаклей по мотивам его произведений. Завершает экспозицию про Горького — фильм про него, и далее начинается выставка, посвященная Федору Шаляпину.
Ведущий мероприятия, открывающего «Горьковские чтения», доктор филологии, писатель Игорь Сухих, комментируя символичность его проведения во Всероссийском музее А. С. Пушкина, заметил, что в логотипе Литературной газеты профиль Горького стоит рядом с профилем Пушкина. Максим Горький по праву занимает место рядом с одним из тех, кто стоял у истоков русской литературы, ибо сам внес огромный вклад в ее развитие.
А для нас важно, что существуют музеи, в которых можно прикоснуться к прошлому великого писателя, проникнуться его духом. Ведь кроме несомненных художественных характеристик его произведений, развивающих человека в эстетической сфере, они несут значимые для нас смыслы. Наравне с любовью писатель воспевает силу духа, соединение чувства и мысли, побуждая людей к творческому действию:
«— И сознаю, что побеждают не те, которые берут плоды победы, а только те, что остаются на поле битвы...
<…> — Настанет день — в груди моей сольются в одно великое и творческое пламя мир чувства моего с моей бессмертной Мыслью, и этим пламенем я выжгу из души все темное, жестокое и злое, и буду я подобен тем богам, что Мысль моя творила и творит!».